Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

Содержание

Как пенсионная реформа затронет действующих пенсионеров?

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

Вступление в силу законов, принимаемых в рамках известной пенсионной реформы, которая инициирована правительством в 2018 году, коснется самых разных категорий пенсионеров — как действующих (работающих и неработающих), так и будущих. Ознакомимся подробнее с влиянием реформы на различные группы получателей пенсии.

Кого затронет пенсионная реформа?

Пенсионная реформа в России коснется как работающих, так и неработающих пенсионеров — но в каждом случае по-разному.

Следует сразу отметить, что данная реформа пока что имеет отношение только к одному виду государственных выплат — страховой пенсии по старости.

Ее можно считать основной, «общегражданской» и самой распространенной. При этом наряду с ней, граждане России различных категорий могут получать пенсии:

  1. военные;
  2. за государственную службу;
  3. по инвалидности;
  4. частные, ведомственные (от работодателей, НПФ).

Таким образом, поднимать вопросы, подобные тому, как пенсионная реформа коснется военных пенсионеров или, к примеру, граждан, получающих социальную пенсию, пока что преждевременно. Текущая законодательная инициатива — в основе которой повышение пенсионного возраста, касается только одного, самого распространенного вида пенсии.

Правда, косвенно получатели указанных видов пенсии, отличных от страховой, все же могут почувствовать на себе влияние реформы — если запланируют переход со своей специальной пенсии на страховую: сделать они могут это только при достижении необходимого пенсионного возраста, который будет повышен.

Отметим, что повышение пенсионного возраста касается только тех людей, которые не выйдут на пенсию до конца 2018 года. Минимальное повышение возраста по факту установлено и в 2019 году: до конца 2019 года (но не ранее его второго полугодия) на пенсию смогут выйти:

  • мужчины, достигшие возраста 60 лет и 6 месяцев;
  • женщины, достигшие возраста 55 лет и 6 месяцев.

Те граждане, которые оформят страховую пенсию по старости до 2018 года, разумеется, не утратят права на нее. Но при этом в рамках данной категории граждан есть отдельные группы получателей пенсии, в отношении которых реформа работает по-разному.

Ознакомимся подробнее с этими группами пенсионеров и с тем, как именно их затрагивает пенсионная реформа.

Речь идет о следующих трех группах граждан, оформивших пенсию до конца 2018 года:

Работающим признается пенсионер, который получает заработную плату по трудовому или гражданско-правовому договору.

С этой зарплаты работодатель обязан исчислять и уплачивать страховые взносы в ПФР: именно факт их начисления свидетельствует о том, что человек работает.

То же самое касается индивидуальных предпринимателей: законом в отношении ИП установлена обязанность по перечислению в ПФР фиксированных взносов за себя.

Работающий пенсионер — по найму или ИП, в соответствии с рассматриваемой пенсионной реформой практически не изменит своего статуса, и правила исчисления пенсии в отношении него практически изменены не будут.

особенность статуса работающего пенсионера — в том, что с 2016 года его пенсия не подлежит индексации в течение неопределенного срока.

Пенсия может быть увеличена только за счет общего для всех страховых пенсий механизма увеличения стоимости пенсионного балла. Также пенсия увеличивается на 3 балла за каждый трудовой год.

На практике суммарное увеличение приводит к росту пенсии на сумму, как правило, не превышающую 200-300 рублей. Пересмотр стоимости пенсионного балла осуществляется ежегодно, 1 августа.

Так или иначе, указанное увеличение пенсии работающего пенсионера несопоставимо с официальной индексацией пенсий.

Граждане, которые относятся к данной категории, в свою очередь, получают все преференции, предусмотренные рассматриваемой пенсионной реформой. из них — это увеличенная индексация пенсий. Отметим, что до пенсионной реформы в отношении выплат для неработающих пенсионеров действовала полноценная «обычная» индексация.

Повышенная индексация выплат неработающим гражданам в рамках реформы составит:

  • в 2019 году — 7,05%;
  • в 2020 году — 6,6%;
  • в 2021 году — 6,3%;
  • в 2022 году — 5,9%;
  • в 2023 году — 5,6%;
  • в 2024 году — 5,5%.

Разумеется, индексация будет применяться и к тем пенсионерам, которые выйдут на пенсию уже при более высоком пенсионном возрасте — при условии, что они также будут считаться неработающими.

Ожидается, что ежегодная индексация в рамках реформы будет существенно опережать инфляцию, в результате чего доход неработающих пенсионеров вырастет в части реальной покупательной способности.

Примечательно, что если исчислить индексацию в 2019 году на базе величины средней пенсии в 2018 году (порядка 14 000 рублей), то фактическое увеличение выплаты составит около 1000 рублей. То есть — 12 000 рублей в год. Это именно те цифры, о которых говорили власти, обещая увеличить пенсию наряду с увеличением пенсионного возраста.

На практике увеличение будет происходить пропорционально пенсии. Если она выше средней, то надбавка будет больше. Если ниже — меньше.

Ожидается, что к 2024 году средняя российская пенсия превысит 20 000 рублей, и по покупательной способности вырастет относительно пенсии 2018 года на 10-20%. Конечная цифра зависит от инфляции — по которой прогнозы очень разнятся. Одни экономисты говорят о том, что она составит порядка 4-4,5% в год в указанный период индексации, другие считают, что она будет вдвое-втрое меньшей.

  1. Неработающие пенсионеры в сельской местности со стажем не менее 30 лет в сфере сельского хозяйства (и проживающие на селе).

В отношении таких граждан в рамках реформы установлена отдельная доплата к пенсии — в среднем размере 1300 рублей. Номинально она составляет 25% от фиксированной выплаты — утвержденной законом обязательной составляющей страховой пенсии.

Резюме «Вопрос-ответ»

  1. Кого коснется пенсионная реформа?

Реформа распространяется только на будущих и действующих получателей страховой пенсии по старости — той, которая зарабатывается на обычных трудовых должностях, не связанных, в частности, с военной и гражданской службой.

  1. Как пенсионная реформа коснется работающих пенсионеров?

Практически никак — пока законом не будет установлено иного. Работающим пенсионерам по-прежнему не будет индексироваться пенсия (при этом, останутся актуальными механизмы ее увеличения за счет повышения стоимости и увеличения количества пенсионных баллов).

  1. Как реформа коснется неработающих пенсионеров?

Она призвана повлиять на их доходы в позитивном ключе — за счет увеличенной индексации пенсии.

Источник: https://lgotarf.ru/pensiya/article/kak-pensionnaya-reforma-zatronet-dejstvuyushhix-pensionerov

Повышение пенсионного возраста: плюсы и минусы и нюансы

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

Вопрос увеличения возраста выхода на пенсию стоит довольно остро. Он беспокоит не только тех, кто вот-вот выйдет на пенсию, но и тех, кому до нее еще лет 20. Какие плюсы и минусы есть у данной реформы и что вообще она из себя представляет.

Суть программы

Правительством одобрено плавное увеличение пенсионного возраста до 63 лет. Раньше планировалось увеличивать его на 3 месяца. Но ситуация сложись таким образом, что ежегодно придется повышать его на 6 месяцев.

Для того, чтобы значительно сократить расходы из бюджета возможно:

  1. Сделать выше возраст для того, чтобы выйти на пенсию.
  2. Убрать индексацию пенсий.

Второй вариант считается нежелательным для пенсионеров. Средняя пенсия без индексирования не сильно отличается от прожиточного минимума.

Поэтому первый вариант является самым приемлемым. А добавка по пол года ежегодно считается щадящей. Граница пенсионного возраста просчитывалась с учетом того, сколько в среднем живет население страны.

Плюс, желателен показатель трудоспособного населения в 57% к 2050 году. Такое решение поспособствует увеличению пенсий у уже вышедших на пенсию граждан.

Также, к 2025 году есть вероятность, что пенсионный фонд будет самодостаточным, соответственно расходы из государственного бюджета сократятся.

Плюсы и минусы данной программы

Из положительных моментов можно выделить следующие:

  • Уравнивается возраст мужчин и женщин для выхода на заслуженный отдых .
  • Уравновесится соотношения работающего населения к пенсионерам.
  • Снизится налог с работающих граждан.
  • Низкий уровень народных волнений, за счет того, что льготы для пенсионеров сохранятся.

К отрицательным показателям относятся:

  • Не все мужчины доживают до пенсии с показателем в 60 лет.
  • Возможен рост «черной» заработной платы, так как молодое поколение не будет видеть смысл в пенсионных отчислениях.
  • Проблемы с поиском работы, так как с уже существующей границей пенсионного возраста людям старшего поколения не просто найти работу.

Другие варианты

Также рассматривались другие варианты для повышения возраста выхода на пенсию

Вариант 1

Самым жестким считается переход, когда возраст женщин должен достигнуть 60 лет для выхода на пенсию, а мужчин в 65. К минусам можно отнести то, что большинство мужчин не доживут до пенсии, так как средний возраст жизни сильного пола порядка 71 года.

К плюсам относится максимальное сокращение дефицита бюджета Фонда соцзащиты.

Вариант 2

Здесь рассматривается выход на пенсию при достижении 63 лет для мужчин и 60 лет для женщин. Плюсом выделяется уменьшение разрыва пенсионного возраста у женщин и мужчин. Также в расчет брали тот показатель, сколько в среднем живут люди.

Но экономическую проблему это не решит. И это минус. И лет через 10 данная проблема возникнет снова и опять поднимется вопрос о ее решении.

Вариант 3

Этот вариант подразумевает выход на пенсию мужчинам в 63 года, а женщинам в 58 лет. К плюсам относится наименьшее возмущение по увеличению пенсионного возраста у граждан.

К минусам можно отнести то, что это не решит экономическую проблему, из-за которой и встала необходимость в реформе. И соответственно, позже опять встанет вопрос о еще большем его повышении. Данный вариант является наиболее щадящим, но менее продуктивным.

Но сегодня согласовано только одна разработка, которая касается людей, вышедших на пенсию. Пенсия не будет выдаваться тем пенсионерам, у кого годовой доход не менее 1 млн рублей в год. Эта поправка действует с 2016 года. Коснется она около 220 тысяч пенсионеров, имеющих и без пособий от государства достаточно приличные доходы.

Причины

Главной причиной появившейся проблемы эксперты считают демографический кризис. Так как сейчас пенсионеры и работающее население уже находятся в соотношении 1/1,5. Если ситуацию не изменить, то к 2019 году данный показатель будет равен 1/1. Также усугубляется ситуация тем, что практически каждый третий уходит на пенсию раньше срока.

К слову, и в других странах планируется выход на пенсию отодвинуть на несколько лет.

Например, в Эстонии, для того, чтобы отметить выход на пенсию, нужно чтобы исполнилось 63 года. К 2026 году возрастной показатель вырастет на 2 года.

Женщины в Казахстане должны отметить 58 день рождения и только после этого выйти на пенсию, а мужчины отмечают начало пенсии в 63 года. К 2025 году планируется приравнять возраст к 63 годам для всех.

На Украине у женщин возраст, с которого выходят на пенсию, начинается в 56 с половиной года, а у мужчин в 60 лет. К 2022 году для того, чтобы уйти на пенсию нужно ждать исполнения 60 лет для всех.

Источник: https://plusiminusi.ru/povyshenie-pensionnogo-vozrasta-plyusy-i-minusy-i-nyuansy/

Как пенсионная реформа скажется на экономике: графики

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

Обсуждение пенсионной реформы продолжается. Ее сторонники утверждают, что, помимо очевидных плюсов для госфинансов, она должна повысить занятость населения и, соответственно, экономический рост (МЭР оценивает общий эффект для динамики ВВП в +1,3 п.п. в 2019-2024 годах).

Скептики, наоборот, полагают, что возрастет безработица и проблемы экономики усугубятся, так как благосостояние людей ухудшится. Мы решили провести собственную оценку эффекта пенсионной реформы на экономический рост.

За базу мы взяли данные Обследования рабочей силы Росстата за 2017 год.

В теории повышение пенсионного возраста должно ускорить экономический рост: на рынке труда появляется больше рабочей силы, в производстве ВВП участвует больше «рабочих рук». На практике же возникает ряд сложностей, которые могут сильно ухудшить картину (снижение зарплат, рост безработицы, ухудшение качества жизни и т.п.).

В частности, наши расчеты показывают, что в текущем варианте реформы с каждым годом количество людей, попавших под «отсрочку» выхода на пенсию (то есть тех, кто будет выходить на пенсию позже текущих пенсионных «порогов» — 55/60 лет для женщин/мужчин) растет в среднем на 800 000 человек в год.

При этом количество пенсионеров с учетом новых критериев, наоборот, сокращается — в среднем на 500 000 человек в год. Подобное несоответствие в динамике обусловлено тем, что население стареет быстрее, чем повышается пенсионный возраст.

В итоге экономически активное население (занятые и безработные) в результате реформы должно точно увеличиться, что тем не менее не гарантирует рост занятости.

На это и указывают скептики реформы, полагая, что попавшие под «отсрочку» в случае увольнения просто не смогут найти работу и, будучи лишенными возможности получать пенсию, будут вынуждены или пополнить ряды безработных, или перейти на обеспечение у своих детей.

Рост безработицы

Увеличение численности безработных, на наш взгляд, действительно является серьезным риском, возникающим в ходе реформы.

Как можно увидеть на графике выше, в текущих условиях занятость людей предпенсионного возраста неуклонно снижается, а в год выхода на пенсию — резко падает (большинство людей предпочитает прекратить работу и получать пенсию). Мы полагаем, что в случае повышения пенсионного возраста занятость в возрасте после 55/60 лет будет снижаться с тем трендом, который существует в предпенсионной занятости сейчас (то есть постепенно ускоряясь).

В результате численность занятых, которая рассчитывается как произведение уровня занятости и численности населения, исходя из наших расчетов, будет расти, что, правда, будет сопровождаться и ростом безработицы среди людей старше 55/60 лет, и этот рост грозит быть существенным.

По нашим оценкам, за первые три года реформы из дополнительных 660 000 человек ежегодно находить работу будут 460 000, а становиться безработными или уходить с рынка труда — 200 000 человек (то есть более 5% от общего числа безработных, которых сейчас около 3,9 млн человек). Потом численность безработных будет расти быстрее числа занятых. Трудоспособными начнут считаться все более пожилые люди, которым все труднее будет найти работу.

Учитывая, что будет расти количество и занятых, и безработных, общий эффект реформы будет зависеть еще от динамики доходов населения (зарплат и пенсий), а также их распределения между возрастными группами. Эффект на экономический рост окажется положительным, если совокупные доходы населения в реальном выражении в результате реформы будут расти, и отрицательным, если будет обратная тенденция.

По данным Росстата, работающие пенсионеры сейчас получают зарплату, сопоставимую со средней по всем возрастным категориям (31 000-32 000 рублей против 38 600 рублей в месяц). Возможно, значительная часть работающих пенсионеров получают более высокую зарплату из-за выслуги лет, а те, кто получал низкую зарплату, предпочел выйти на пенсию.

В результате повышения пенсионного возраста столь высокий средний уровень зарплаты вряд ли сохранится, так как, с одной стороны, усилится конкуренция в этой возрастной категории, а с другой — те работники, которые хотели бы не работать по достижении пенсионного возраста (например, из-за низкой зарплаты), сейчас не смогут этого сделать.

Влияние на экономику

Для оценки прямого эффекта реформы на доходы мы рассмотрели два сценария (оптимистичный и пессимистичный). В обоих мы заложили нулевой реальный рост зарплат.

Сценарии отличаются предпосылками по уровню зарплат новых участников рынка труда (в группе 55/60+), а также тем, индексируются ли пенсии у работающих пенсионеров.

Так, власти обещали индексировать пенсии выше инфляции лишь неработающим пенсионерам, однако с учетом общего сокращения получателей пенсии в результате реформы они могут начать повышать реальный размер пенсий и для работающих пенсионеров.

Оба сценария мы сравниваем с ситуацией, в которой реформа бы не проводилась.

В оптимистичном сценарии вышедшие на рынок труда в результате реформы и нашедшие работу россияне получают такую же зарплату, как работающие сейчас пенсионеры. При этом всем пенсионерам (работающим и неработающим) пенсия индексируется выше инфляции. Такой сценарий, на наш взгляд, трудно реализуем и скорее является «верхней границей» оценки эффекта.

В пессимистичном сценарии вышедшие на рынок труда могут рассчитывать на зарплату, по уровню близкую к пенсии (для мужчин — 20 000 рублей, для женщин — 14 000 рублей в месяц) и пенсия индексируется выше инфляции только неработающим пенсионерам.

В оптимистичном сценарии прямой эффект реформы для ВВП и доходов населения будет в целом близок к нулю, однако произойдет перераспределение доходов между разными группами населения. Доходы тех, кто сможет найти работу, как минимум останутся стабильными (или даже возрастут). Те, кто не сможет найти работу, потеряют в доходах, пополнив число безработных.

Отметим, что наши оценки не учитывают несколько важных моментов. Во-первых, мы не просчитывали возможный позитивный/негативный эффект на экономику от госрасходов, на которые, с большой долей вероятности, и пойдут сэкономленные на пенсиях деньги.

Во-вторых, мы не учитываем в расчетах косвенные эффекты на рынке труда (так как по имеющимся данным сложно оценить отклик рынка на структурные изменения).

Так, например, занятость среди более пожилых слоев населения может негативно сказаться на трудоустройстве молодых работников.

Впрочем, в течение первых лет реформы мы не видим существенных рисков для этого: количество занятых будет расти умеренными темпами, а потребность в рабочих местах у экономики будет достаточной, чтобы их принять.

Кроме того, вероятно, что государство усилит контроль за обеспечением foзанятости людей старше 50 лет и ситуация с безработицей окажется лучше, чем в наших сценариях. И наконец, по сообщениям СМИ, власти уже задумываются о вариантах смягчения реформы (например, повысить пенсионный возраст женщин не на 8, а на 5 лет), что может снизить прямой негативный эффект на экономику.

Станислав Мурашов/Forbes

Источник: https://www.pencioner.ru/news/ekspertiza/kak-pensionnaya-reforma-skazhetsya-na-ekonomike-grafiki/

Плюсы пенсионной реформы — МамаЮрист.ру

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

После утверждения законопроекта пенсионной реформы 2018 года Государственной Думой Российской Федерации президент подписал Федеральный закон от 03.10.

2018 N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».

Что это значит для жителей России? Практически все, кто следил за новостями последних месяцев знают, что новый пенсионный закон повышает возраст выхода на пенсию для мужчин (до 65 лет) и для женщин (до 60 лет).

Много было ток-шоу и телевизионных передач, еще больше копий сломано вокруг пенсионной реформы в интернете. Мало кто не ругал законопроект и не называл минусы и негативный эффект от подобной реформы, но сегодня мы попробуем поработать в роли адвоката и найти плюсы пенсионной реформы 2018 года, которые многим не очевидны.

Пенсионная реформа станет поэтапной, и на первом этапе реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет соответственно, эти люди по новому закону смогут выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года.

Важно помнить, что предстоящее повышение возраста выхода на пенсию не затрагивает нынешних пенсионеров, то есть тех, кто уже получает страховую пенсию, либо пенсию по государственному обеспечению. Эта категория пенсионеров как и раньше продолжит получать соответствующие пенсионные, социальные выплаты и льготы.

И даже более того, одни из плюсов новой пенсионной реформы стане увеличение размера текущих пенсий неработающих пенсионеров за счет индексации, которая будет проводиться ежегодно в теории должна быть выше инфляции. В соответствии с новым федеральным законом N 350-ФЗ от 03.10.

2018 средний размер индексации пенсий составит 1000 рублей в месяц, или 12 000 рублей в год.

Зачем вообще нужна пенсионная реформа?

Новая пенсионная реформа по мнению депутатов и правительства нацелена на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы России.

Старая схема работы пенсионного фонда не позволяла добиться регулярной индексации пенсий в условиях увеличения числа пенсионеров, а также на фоне инфляции и сложившейся экономической ситуации в стране.

Аналитики МВФ уже более десяти лет советовали руководству России увеличить пенсионный возраст, опираясь на подобный опыт западных стран.

задача: индексация пенсий в соответствии с инфляцией

Депутаты Государственной Думы, руководство министерств, правительство России и президент настаивают, что главной задачей реформы пенсионный системы является своевременная индексация пенсий в соответствии с инфляцией в стране.

После принятия нового федерального закона с учетом внесенных президентом поправок ежегодно средний размер пенсии будет увеличиваться на 7%, что выше официального уровня инфляции в России.

Поднимать пенсионные начисления предполагается с помощью пенсионного коэффициента, который будет ежегодно высчитываться.

Так уже в 2019 году новый закон предполагает повышение средней пенсии до 15 400 рублей в месяц. Однако подобная индексация предусмотрена только для неработающих пенсионеров, что вызывает дополнительные вопросы к законотворцам. Минтруд обещает составить пакет рекомендаций по данному вопросу и в будущем, индексация может затрагивать и пенсии работающих пенсионеров.

И еще одним вопрос, на который пока нет точного ответа — как вырастут цены после повышения размеров пенсий в нашей стране, ведь и поставщики энергоресурсов, и ритейлеры, практически все довольно быстро реагируют на повышение платежеспособного спроса ростом цен. Как правительство и ГД собираются обуздать бизнес погоне за прибылью непонятно.

Возможный отказ от системы пенсионных баллов

Система баллов была введена в 2015 году, именно тогда ПФР начал пересчитывать денежные взносы россиян в баллы.

Для руководства Пенсионного Фонда это было довольно удобно и выгодно, ведь ПФР мог практически по своему усмотрению регулировать коэффициенты баллов в зависимости от экономической ситуации в стране и возможностей бюджета.

Если говорить грубо, то размер пенсии начинал зависеть не столько от размера зарплаты и трудового стажа человека, сколько от коэффициентов расчетов пенсионного балла.

Вице-премьер Татьяна Голикова неоднократно выступала против «системы баллов» при расчете пенсии, вот цитата из её интервью «Российской газете»:

«Балльная формула так и не заработала в полном объеме… Расчет осуществляется немного запутанным способом, а потом результат индексируется на уровень инфляции… Пенсия должна зависеть от стажа и того заработка, который получал работник во время своей трудовой деятельности»

Если предстоящие поправки и редакции пенсионного законодательства, а такие несомненно будут, позволят отменить сложную балльную систему расчета пенсии, то это позволит повысить прозрачность пенсионный начислений для населения и снимет много лишних вопросов и обращений граждан в ПФР по поводу размера их будущей пенсии. По мнению Татьяны Голиковой предварительные планы изменения системы расчета пенсий предполагаются руководством стране не ранее 2025 года.

Возможность получения выплат из пенсионных накоплений до выхода на пенсию

Еще одним плюсом пенсионной реформы 2018 года чиновники считают появившуюся возможность получить выплаты из суммы накоплений до наступления пенсионного возраста.

Так за 5 лет до наступления возраста выхода на пенсию человек получает право воспользоваться той суммой, что накопилась на его счетах в некоммерческом пенсионном фонде (НПФ), управляющей компании (УК) или ВЭБе (с 2003 года Внешэкономбанк является государственной управляющей компанией) в рамках системы обязательного пенсионного страхования.

По состоянию на вторую половину 2018 года более 35 миллионов жителей России держат свои пенсионные накопления в некоммерческих пенсионных фондах на общую сумму более 5,5 триллионов рублей.

Если верить статистике Центробанка, то в среднем на счету держателей пенсионных накоплений в НПФ находится по 71 000 рублей, именно часть этих денег можно будет получить за пять лет до наступления пенсионного возраста.

Сокращение величины трудового стажа для досрочного выхода на пенсию

Еще одним плюсом реформы пенсионной системы в 2018 году стало сокращение общего стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию. По новому пенсионному законодательству мужчинам для досрочного выхода на пенсию необходимо иметь 42 года трудового стажа, а женщинам 37 лет.

Досрочно на пенсию могут выходить многодетные матери, чем больше детей, тем ниже пенсионный возраст: если у женщины 3 детей, то она имеет право выйти на пенсию в 57 (на 3 года раньше), если четверо детей, то 4 года раньше, а если у многодетной женщины 5 и более детей, то она сможет выйти на пенсию уже в 50 лет.

Помимо этого, закон предусматривает возможность на полгода раньше выйти на пенсию тем гражданам, кто достигнет пенсионного возраста в 2019 и 2020 годах.

Таким образом более 30% граждан России смогут при желании воспользоваться новой возможностью выйти на пенсию досрочно, имея соответствующий трудовой стаж, или много детей, если говорить о многодетных женщинах.

Защита от увольнений предпенсионных работников

Одним из главных опасений в отношении реформы, которая поднимает пенсионный возраст, был страх перед отказом приема на работу или увольнения работников, находящихся в предпенсионном возрасте.

После дебатов на телевидении и обсуждения в обществе президент был вынужден пойти на внесение поправок в новый закон, которые бы защитили «предпенсионеров» от рисков не найти работу или потерять рабочее место за несколько лет перед выходом на пенсию.

Помимо санкций в отношении нерадивых работодателей Минтруд готов ежегодно финансировать программы повышения квалификации и переподготовку кадров. По заявлениям представителей Минтруда ежегодно министерство готово тратить до 5 миллиардов рублей на такие специальные программы.

Если же «предпенсионеру», всё-таки, не удается найти работу перед выходом на пенсию, государство берет на себя обязательство выплачивать в таких случаях специальное повышенное пособие по безработице в размере 11 280 рублей в месяц, хотя срок получения такого пособия будет ограничен одним годом, за это время надо будет найти рабочее место себе.

Возраст выхода на пенсию в России после реформы

Согласно новой пенсионной реформе 2018 года мужчины 1964 года рождения и моложе будут выходить на пенсию в 65 лет.

Возраст выхода на пенсию мужчин после реформы
Год повышенияГод рожденияВозрастГод назначения
20191959 (1 полугодие)60 лет и 6 мес.2019 (2 полугодие)
1959 (2 полугодие)60 лет и 6 мес.2020 (1 полугодие)
20201960 (1 полугодие)61 год и 6 мес.2021 (2 полугодие)
1960 (2 полугодие)61 год и 6 мес.2022 (1 полугодие)
2021196163 года2024
2022196264 года2026
2023196365 лет2028

После вступления в силу изменений в пенсионном законодательстве (с 1 января 2019 года) женщины 1969 года рождения и моложе смогут выйти на пенсию в 60 лет.

Возраст выхода на пенсию женщин после реформы
Год повышенияГод рожденияВозрастГод назначения
20191964 (1 полугодие)55 лет и 6 мес.2019 (2 полугодие)
1964 (2 полугодие)55 лет и 6 мес.2020 (1 полугодие)
20201965 (1 полугодие)56 лет и 6 мес.2021 (2 полугодие)
1965 (2 полугодие)56 лет и 6 мес.2022 (1 полугодие)
2021196158 лет2024
2022196259 лет2026
2023196360 лет2028

Источник: https://www.mamajurist.ru/pensii/plyusy-pensionnoy-reformy/

Соль с перцем. Как пенсионная реформа меняет жизнь старшего поколения | Бизнес

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции).

Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей.

Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

Что будут покупать?

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах.

Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро.

Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части.

Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти.

На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Влияние на рынок торговой недвижимости

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений.

В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества.

Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа).

Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году.

По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким.

Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

От пенсии до пенсии

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами.

Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу.

В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода.

Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей.

Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше.

В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают.

С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки».

Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Последствия пенсионной реформы

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет.

Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости.

Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления.

Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость.

Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья.

Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Источник: https://www.forbes.ru/biznes/367491-novaya-realnost-kak-pensionnaya-reforma-menyaet-zhizn-starshego-pokoleniya

Пенсионная реформа в разгаре: новости 2019 года

Как пенсионные изменения скажутся на действующих пенсионерах? Плюсы и минусы реформы

В сфере российского пенсионного обеспечения продолжено внедрение нововведений, связанных с реформой. Изменения, прежде всего, касаются порядка расчётов пенсионных выплат. Теперь все расчёты производятся в специальных баллах, которые затем конвертируются в денежный эквивалент по курсу, установленному правительством.

Один балл — это сложный параметр, учитывающий сразу несколько факторов таких, как имеющийся в наличии трудовой стаж, размеры заработной платы и отчислений в Пенсионный фонд, а также возраст выхода на заслуженный отдых.

Выплаты формируются из двух частей — базовой или фиксированной и страховой.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Поэтому страховой стаж имеет решающее значение для будущего пенсионера.

Важен и возраст выхода на заслуженный отдых. Если человек работает сверх нормы, предусмотренной законодательством, для него устанавливается повышенный коэффициент, а также начисляются бонусные баллы.

Актуальные изменения в 2019 году

В начале 2018 года запустили новый механизм, который повлияет на накопление пенсионных средств. В частности, будущий пенсионер сможет сам решать, сколько ему нужно денег для безбедной старости. Также в данном году правительством принято решение об увеличении пенсионного возраста.

Еще в апреле 2016 года обговаривался механизм предоставления гражданам возможности накапливать будущую пенсию на счетах негосударственных пенсионных фондов и в ведущих банках РФ. В данный момент над данным предложением активно работает Минфин совместно с Центробанком РФ, чтобы в ближайшем будущем предоставить его на обсуждение Правительству РФ.

Данная система имеет неоспоримые достоинства. Назовем лишь некоторые из них:

  • добровольное участие;
  • возможность передавать накопительные счета по наследству;
  • можно будет снять некоторую сумму с накопительного счета (например, на незапланированное медицинское обслуживание), но в разумных пределах. Однако чтобы воспользоваться данным правом, пенсионер должен обладать внушительным уровнем накоплений;
  • накопительный счет может быть открыт не только в государственных банках, но и в негосударственных ПФ, банках и коммерческих организаций.

Министр заверил, что счета будут надежно защищены, так что бояться о сохранности своих накоплений не стоит.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Гарантированные начисления

В 2017 году вступил в силу закон о введении гарантированных пенсионных накоплений, подписанный еще в прошлом году. Что это за нововведение?

Уже сегодня активно проводится процедура разработки двухуровневой системы, которая будет стоять на страже прав застрахованного человека. Под первым уровнем необходимо понимать образование резерва для выплат обязательной части пенсии.

Второй уровень — это создание некого “общенационального гарантийного фонда”, средства в который будут поступать и из Пенсионного Фонда России, и из негосударственных фондов. Заниматься контролем данной структуры будет Агентство по страхованию вкладов.

Он же будет решать вопросы с возмещением выплат.

Повышение пенсионного возраста

Разработчики новой системы настойчиво рекомендуют повысить пенсионный возраст. Причем образовалось два мнения: одни настаивают на постепенном увеличении, другие же выступают за “шоковый” переход. Но пока никаких четких планов по данному вопросу нет.

Изменение порядка выхода на пенсию госслужащих

Прежде всего, стоит отметить, что уже вступил в силу закон, закрепляющий увеличение пенсионного возраста для государственных служащих — 63 года для женщин и 65 лет для мужчин. Это позволит чиновникам дольше занимать пост и, соответственно, накопить больше пенсионных баллов.

Также на стадии завершения находится закон, утверждающий выплату надбавки за отработанный сверх пенсионного возраста стаж. Показатели такие:

  • 55% за 5 лет;
  • 77% за 10 лет.

Сомнений нет — данный закон вступит в силу уже в ближайшем будущем.

Нормативная база

Все описанные выше изменения должны быть закреплены конкретными законодательными актами. Принятые и утвержденные нововведения отображены в ФЗ о трудовых пенсиях №173 и в ФЗ  о государственном обеспечении №166.

Кого коснутся изменения?

Расчёт пенсионных выплат по новым правилам будет касаться всех лиц, получивших официальную работу с января 2015 года. Для работающих или уже получающих пенсии граждан будет произведён перерасчёт и корректировка в соответствии с новой формулой расчёта.

Изменения касаются, в том числе, и льготных выплат. Например, пенсий, назначаемых детям, утратившим сразу обоих родителей. А лица с инвалидностью и граждане, лишившиеся единственного кормильца, получат откорректированные пенсионные выплаты при соблюдении единственного условия — для получения такой пенсии по новым правилам им необходимо иметь стаж сроком хотя бы в один день.

Для кого изменения неактуальны?

Реформа абсолютно не касается некоторых категорий граждан. На перерасчёт и надбавки не могут рассчитывать лица, находящиеся на государственном обеспечении. Это те, кто получает пенсионные выплаты из государственной казны:

  • граждане, живущие в регионах Крайнего Севера;
  • лица, имеющие инвалидность первой группы;
  • пенсионеры, чей возраст превысил отметку в восемьдесят лет.

Для этой категории не начисляются дополнительные коэффициенты или баллы. Чтобы их пенсионных средств коснулась реформа, необходимо сделать выбор – продолжить трудовую деятельность или уволиться.

Следует отметить, что работающий пенсионер сможет рассчитывать на увеличение накопительной части пенсионных средств. То есть, выход на пенсию может быть невыгодным в случае получения высокой заработной платы.

Немного о баллах

Основную трудность для многих представляет балльная система.

Рассчитать пенсионные выплаты самостоятельно на сегодняшний день стало труднее, так как для каждого рабочего года расчёт специалистами ПФ производится отдельно.

Проще воспользоваться онлайн-калькулятором, размещённым на нашем сайте. Однако даже он не даст стопроцентной гарантии правильного расчёта. Чтобы точно определиться с размерами будущей пенсии, необходимо заказать предварительный расчёт в местном отделении Пенсионного фонда. Только в этом случае можно быть уверенным в правильности полученной информации.

Балл представляет собой индивидуальный пенсионный коэффициент, применяемый в расчётах.

Это отношение общей (годовой) суммы страховых взносов к некоему эталону — сумме взносов, взимаемых с максимально возможной заработной платы (взносооблагаемой по законодательным нормам).

Полученный результат умножается на 10.

Например:

Баллы также выдаются в качестве бонусов за периоды ухода за детьми или стариками, и службы в армии. Их дополнительное количество применяется в расчётах при стаже больше тридцати-тридцати пяти лет.

Плюсы и минусы пенсионной реформы

К основным достоинствам нововведений относят:

  • снижение нагрузки на государственную казну благодаря увеличению минимального показателя рабочего стажа (с пяти до пятнадцати лет);
  • стимуляцию граждан к продолжению трудовой деятельности даже в случае набора необходимого стажа (дополнительные баллы и надбавки);
  • поэтапное внедрение – на реформу отводится десять лет.

Очевидные недостатки:

  1. невозможность набрать много баллов у работников с невысокой заработной платой (а это почти два с половиной миллиона жителей страны!);
  2. сложность при конвертации балла в денежный эквивалент — экономическая ситуация осложняет вычисление стоимости рубля.

Однако общее положительное влияние на экономику страны отмечено уже сейчас.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/trudovoe/oplata/pensija/reforma-novosti-2016-goda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    Adblock
    detector