Дорожки из бетона на даче — процесс изготовления своими руками

Опубликовано: 25.04.2019г.

Содержание

Как сделать на даче садовую дорожку из бетона

Дорожки из бетона на даче — процесс изготовления своими руками

Садовая проездная или пешеходная дорожка из бетона — обычный элемент приусадебного участка или дачи. Кроме эстетических функций, бетонные дорожки нужны, чтобы удобно передвигаться не по открытому грунту, а по твердому, чистому покрытию. Часто их делают своими руками.

Материал, инструменты

Бетон является одним из наиболее практичных и долговечных материалов: ему можно придать любую форму, цвет, рельефную поверхность, он не трескается, не рассыпается, морозо- и водоустойчив. Для замеса понадобятся такие материалы:

  • вода, цемент и песок;
  • гравий, щебень, галька;
  • камни или декоративные элементы;
  • пигмент (если нужно придать цвет) и полиэтиленовая пленка (несколько м2).

Понадобится и широкий перечень инструментов:

  • бетономешалка или емкость для перемешивания раствора;
  • сито для просеивания песка или емкость для его промывки;
  • лопата, весло для перемешивания, доски или форма для опалубки;
  • молоток, гвозди для создания опалубки;
  • резиновый молоток, колья и шнуры для разметки;
  • длинное правило, строительный уровень;
  • трамбовка, тележка, мастерок, ведра;
  • болгарка, стальной лист, арматура, стальная сетка или фибра;
  • наколенники, перчатки.

Некоторые инструменты и устройства могут быть не нужны. Например, если песок чистый — сито не надо.

Общие требования

Правильное устройство основания имеет большое значение. Так, для глинистых грунтов и при большой нагрузке рекомендуют глубину для основы около 50 см и подушку из песка в 30 см. Для тяжелой почвы подойдет песчано-гравийная смесь в 30 см, в ней песчаная прослойка должна быть 15 см. Каждый слой гравия, щебня, песка хорошо утрамбовывают и поливают водой.

Дно траншеи уплотняют и кладут геотекстиль. Его укладывают также и между слоями – это повышает прочность основы и срок ее эксплуатации, так как материал специально создан для строительства в условиях вечной мерзлоты. Он очень крепкий и препятствует вымыванию песка, проседанию, исключает разрастание сорняков и хорошо пропускает влагу.

Для дорожек из бетонных плит для основания берут песок фракцией 0–7 мм, его насыпают слоем в 5–7 мм и выравнивают. Если между плитами нужно сделать щели в 2–3 см, то они засыпаются мелкозернистым песком, его трамбуют и проливают водой. Бетонные дорожки должны иметь уклон, чтобы вода не задерживалась на них.

Для этого делают основу с чуть выпуклым профилем – достаточно сделать уклон в 1–2 см на 1 м оси дорожки. Также делают специальный дренаж. Чтобы определить размер ступеней есть правило: две высоты ступенек плюс глубина равны шагу в 60–70 см.

Дорожка может создаваться из плит 40×40 см на расстоянии шага между центрами плит.

Процесс создания дорожки

Опишем стандартную схему создания дорожки и расход материалов. Параметры основы и раствора меняются в зависимости от почвы участка.

Подготовка основания

Бетон нужно класть правильно, то есть на песчано-гравийную прослойку. Хотя иногда, когда есть песчаные грунты, просто укладывают на хорошо утрамбованную подушку, при этом расход материалов уменьшается. Работать начинают с создания разметки.

По периметру будущей дорожки вбиваются колышки, и натягивается шнур. Снимается верхний слой почвы. Для пешеходных дорожек достаточно 20 см, если по ней будут ездить машины – 30 см, для тяжелых и суглинистых грунтов – 40 см.

Затем укладывается геотекстиль на дно и откосы.

Половина траншеи засыпается песком. Если несколько слоев – то треть. В любом случае для песчаной прослойки желательно не менее 5 см. Ее хорошо трамбуют, проливают водой. Идеальным вариантом является углубление траншеи и использование нескольких слоев: песок/гравий (щебень)/песок. Каждый слой перекладывается геотекстилем.

Если есть несколько слоев, то следующий должен быть гравийным. Берется щебенка с фракцией 10–20 мм., которую нужно хорошо уплотнить. Для того чтобы правильно забетонировать дорожку, рассчитываются ее размеры или плит в м2 и приблизительные пропорции и расход составляющих бетона.

Форма для бетонных плит, опалубка

Для изготовления плит своими руками продаются специальные пластиковые формы. Если их нет, то можно сделать самостоятельно. Плиты часто делают квадратными со сторонами 30–50 см.

Для них создают деревянные формы из брусков сечением 50×50 и листы стали. В сумме их объем должен равняться бетону за один замес.

Бруски сбивают гвоздями, изнутри шлифуют и наносят масляную краску – так плита не будет застревать.

Упрощенный метод изготовления: форма без дна на плоскости, укрытой пленкой. Бетонные дорожки можно сделать, используя опалубку — временную деревянную конструкцию, придающую форму раствору. Ее делают из доски 15–20 мм шириной, которая равна высоте дорожки. Дорожка должна быть чуть выше грунта (на 4–5 см) и с наклоном на 1 см в одну или две стороны.

Доски фиксируются по краям траншеи — они прижимаются к стенкам и крепятся к колышкам разметки; последние должны быть с внешней стороны. Кромка досок снизу фиксируется посредством колышков, а верх — поперечными перемычками, они прибиваются к кромкам сверху – это исключит распирание конструкции.

Нужно разделить плиты — слишком большие растрескиваются. Для этого через полтора метра монтируют разделители: металлические пластины, обрезки сайдинга, деревянные или пластиковые планки. Если их нужно будет вынуть, то перед монтажом смазывают любой смазкой (отработанным машинным маслом).

Расчет количества бетона

Расчет делается по такой технологии. Определяется площадь одной плиты (в м2). Значение в м2 умножается на ее высоту. Результат умножается на нужное количество плит. При заливке площадки единой массой, площадь в м2 умножается на толщину заливки. Если плиты укладываются с зазорами, то от результата отнимается 5–10%.

Стандартной шириной дорожки на даче будет 0,8 м при толщине 5–7 см, для дорожки под машину нужно 3 м при толщине 10 см. Учитывая это, легко посчитать, что на 1 погонный метр пешеходной дорожки расход смеси – 0,5 м3, для дорожки под машину расход – 0,3 м3 бетона. Из этого следует что 1 м3 раствора хватит на 20 м2 пешеходной дорожки или на 3,3 м2 для машины.

Расчет состава

Отмеряют составляющие и пропорции ведрами. Стандартный мешок цемента имеет 50 кг или 38 л.

Лучшим расход воды будет в пропорции 1 часть воды на 4 цемента, но по мере помешивания можно добавлять в состав чуть больше воды для лучшей пластичности.

Раствор и расход ингредиентов для дорожек без больших нагрузок (обычная дорожка в патио, на даче): ½,5/4 (цемент/песок/гравий). В ведрах пропорция будет выглядеть так (на 1 м3 смеси): 18 – цемент (4,7 мешка), 45 – песок, гравий – 70.

Дорожка для автомобиля: 1/1,5/2,5 (цемент/песок/гравий). Расход в ведрах: 28 (или 7,3 мешка)/40/70. Добавляется также пластификатор, например, СП-1, краситель (1–2% от массы раствора). Есть еще один состав раствора прочного бетона:

  • цемент М500 и выше – 1 часть;
  • песок – 3 части;
  • щебень – 1 часть;
  • водоотталкивающие добавки.

Замешивание

Если есть маленькая бетономешалка – это упрощает работу. Если ее нет или количество бетона небольшое, то можно смешать вручную. Бетонирование дорожек осуществляется в несколько этапов. Для замеса раствора нужно корыто, стальной ящик или просто ровная асфальтированная площадка, лист железа. Можно использовать строительный миксер, перфоратор с насадкой.

Стандартной является такая технология. Сначала смешивают гравий и песок, потом добавляется цемент – получается серая масса.

На ее верху делают углубление и медленно вливают воду (половину расчетного объема), сгребая сухую смесь с краев в середину. Смесь станет влажной.

Затем снова делают углубление наверху, и выливают часть воды. Делают так несколько раз, пока состав не станет нужной консистенции.

Для изготовления раствора рекомендуют цемент марки не ниже М300. Лучше всего расходовать речной песок – он чистый. Карьерный желательно промыть и профильтровать через сито. Щебенку можно взять размером в 10–20 мм, самая лучшая – гранитная, она морозостойкая и прочная. Для больших нагрузок подойдет крупная фракция в 40 мм.

Чем гуще состав, тем бетон прочнее, но тогда его нужно хорошо утрамбовать. Отличным решением будет добавление пластификатора – он сделает жесткий бетон более пластичным и текучим при меньшем расходе воды, которая делает его менее прочным. Такой раствор заполнит все щели.

Армирование и заливка

Садовая или дворовая дорожка из бетона должна возвышаться на 3–5 см. Если есть желание придать плитам особую прочность, то применяют армирование:

  • форму заполняют наполовину;
  • кладут арматуру. Ее роль выполняют стальные пруты сечением 5–8 мм или готовая сетка. Используют также фибру с полимера, которую добавляют при замесе бетона.

Раствор ровняют и держат 3-4 дня, регулярно поливая водой или накрыв влажной тканью. При армировании можно ограничиться толщиной плиты в 6–10 см: такое устройство исключает растрескивание. В противном случае толщина плиты — не менее 10–15 см.

Заливка и трамбовка дорожек бетоном происходит поэтапно от разделителя к разделителю. Раствор нужно залить весь сразу до краев опалубки, приготовленную смесь нельзя оставлять на потом – это гарантия его растрескивания.

Верхний слой выравнивается правилом или ровной доской, которая опирается на края опалубки и ездит по ним. Правилом делают движения на себя вдоль дорожки, убирая излишки смеси. При выравнивании помнят об уклоне (1 см на 1 м). Понадобится и ручная трамбовка, которая должна осуществляться до появления цементного молочка.

Затем смесь прокалывается штырем, отрезком трубы — это нужно для выведения воздуха и повышения плотности. Для этого также используют виброрейку. Если вывернулись камешки, то их прокатывают валиком.

После бетон накрывают пленкой от мусора, дождя, для сохранения влаги (быстрое высыхание приводит к растрескиванию). Так, бетонная дорожка сохнет 4 дня, на 5 – убирают опалубку.

До полного высыхания ее поливают водой, а после высыхание острые края полируются болгаркой.

Укладка плит

Если дорожка на даче будет подвергаться большим нагрузкам (велосипеды, автомобили, тележка с грузом), то желательно между плитами оставить зазор в 2-3 см. можно также оставить зазор в 5–6 см. Также можно разместить плиты с интервалом в 1 шаг. Процесс укладки поэтапно:

  • колышками и шнурами делают разметку;
  • снимают слой почвы на 10 см.;
  • траншея засыпается на половину глубины песком;
  • плиты укладывают на выровненную, утрамбованную основу. Важно, чтобы каждая плита легла на песчаную подушку всей своей плоскостью и находилась на уровне других плиток;
  • простукивают плиты молотком через доску для хорошей подгонки;
  • в щели насыпают песок. Можно оформить и декоративно.

Хорошо смотрятся на даче плиты, между которыми растет газонная трава. Такая дорожка делается на готовом газоне: вырезается дерн, дно ямки заполняется песком, чтобы плита была на одном уровне с травой.

Декорирование

Для дорожки на даче красивый вид – очень важен. Чтобы сделать ее красивой, декоративной, используют пигменты (охра, умбра и др.), полируют ее пропиткой, наносят рисунок острыми предметами.

Украшать можно, используя гальку, осколки кафели, даже пуговицы. Они втапливаются в поверхность бетона. Для этого на дно формы кладут бумажный лист, на него крепят клеем декоративные элементы и заливают раствором.

С готовой плиты бумагу смывают водой.

Популярна и пропитка жидким стеклом (фтористый силикат, натриевое, клеевое), которая придает эффектный блеск. Все пропитки наносятся кистью или пульверизатором. При желании можно сделать большие прожилки и заполнить их дерном, создавать шершавости жесткой щеткой или другими устройствами. Весьма востребована облицовка плиткой или мрамором.

Источник: http://tehno-beton.ru/beton/konstrukcii/sadovaja-dorozhka-na-dache-svoimi-rukami.html

Приготовление смеси для бетонных дорожек на даче и их формовка своими руками

Дорожки из бетона на даче — процесс изготовления своими руками

Приведение в порядок садового участка – трудоемкий процесс. Функциональным и декоративным элементом на даче являются дорожки. Следуя простой инструкции, бетонные дорожки на даче своими руками можно сделать быстро, сэкономив на услугах строителей.

Чтобы покрыть дорожку, можно использовать плитку, щебень, натуральный камень, но самый популярный материал – бетон. Он доступен по стоимости, не вызывает нареканий по качеству, с ним легко работать. С таким материалом можно соорудить разные формы тропинок в саду. Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли залить дорожку бетоном, тогда давайте остановимся на его сильных и слабых сторонах.

Материал бетон отличается прочность, простотой монтажа и невысокой стоимостью

Плюсы:

  • простой монтаж;
  • низкая стоимость;
  • возможность изготовления любых форм, габаритов;
  • разные варианты декорирования;
  • долговечность;
  • устойчивость к внешнему воздействию.

Получится прочная и красивая дорожка за скромную сумму. Учитывая, что ее цементирование не составит особого труда, бетон – оптимальный выбор для тропинки.

Недостатки:

  • невозможность перепланировки – это капитальное сооружение, после засыхания цемента изменить его практически нереально (рекомендуем сделать все расчеты заранее);
  • сложная подготовка – чтобы конструкция была надежной и долговечной, много времени уйдет на доведение материала до оптимальной кондиции;
  • появление трещин – обычно это происходит из-за сдвигов почвы, перепадов температур.

Как видите, преимуществ у бетонных дорожек больше, чем недостатков.

«Садовая дорожка из бетона своими руками»

В этом видео вы увидите мастер-класс по изготовлению дорожки из бетона под камень своими руками:

Для успешного строительства нужно заранее выбрать место для тропинки, составить проект, выполнить расчеты, запастись материалом и инструментом. Нужно продумать расположение конструкции. На основании этого просчитывается ширина и форма конструкции.

Понадобится обычный лист бумаги, где мы сделаем самодельный план. Указываем расположение построек, важных зон. Соединяем их линиями, которые будут осями для дорожек.

Желательно делать тропинки слегка изогнутыми – так вид территории будет смотреться интереснее.

Из инструментов будем использовать молоток, бетономешалку или другую емкость для раствора, лопаты, шпатели и т. п. Потребуется еще цемент, песок, щебень, смесь для гидроизоляции, компоненты для опалубки.

Проектирование

Составление плана работ – важный пошаговый процесс любого строительства. Это поможет не только визуально представить результат, но и убережет от покупки лишних ресурсов.

Прежде чем монтировать бетонную дорожку, необходимо составить план и подсчитать количество материалов

Слой раствора выбирается в зависимости от почвы:

  • для глинистой – 4–6 см;
  • для песчаной, легкосуглинистой – 8–10 см;
  • для болотистой понадобится слой гравия толщиной 5 см.

Не обойтись без устройства «подушки» из песка. Ее толщина составляет 12–15 см.

Что касается расчета пропорций, то здесь ничего сложного нет. К примеру, строим дорожку шириной (Ш) 1 м, длиной (Д) 10 м, толщиной (Т) 10 см, нижний слой песка (П) – 10 см. Чтобы правильно изготовить песчаную подушку, нужно вычислить количество песка. Прибегнем к формуле ШxДxП – получается 1 м. Итого понадобится 2200–2400 кг песка для подстилающей заливки.

Бетон можно приготовить из расчета 3 части песка плюс 1 часть щебня, цемента, воды. Состав может быть разный. Рассчитываем, сколько нужно бетона: ШxДxТ. Получается 1 м. Так как примерно вес кубометра бетона составляет 2800 кг, делим данную цифру на 5 частей. Получается 560 кг.

Идеально точные данные такие расчеты не дадут, но вы сможете примерно знать, сколько материала понадобится.

Разметка и подготовка грунта

Когда подготовительный этап закончен, можно выделить территорию для дорожки. Держите в голове форму тропинки. Точки пометить удобнее всего деревянными колышками. Их вколачивают на идентичном расстоянии, между ними натягивают веревку. Чем больше изгибов на дорожке, тем больше колышков.

Для начала необходимо нанести разметку будущей дорожки, затем подготовить грунт

Можно приступать к удалению верхнего слоя грунта.

Убираем все, вплоть до корней, так как они могут перегнивать, скапливать воду, а это негативно скажется на конструкции зимой.

Предположим, что слой «подушки» 10 см, цемента тоже 10 см, желательно, чтобы тропинка чуть-чуть возвышалась. От 20 см отнимаем 3 см. Получается, что нужно расчистить грунт на 17 см.

Технология работ

Самостоятельно взявшись зацементировать, покрасить дорожку, не забывайте про технику безопасности. Защитите руки перчатками, работайте в респираторе, чтобы пыль и краска не попадали в дыхательные пути.

Монтаж опалубки

Чтобы забетонировать траншею, понадобится специальная конструкция – опалубка. Ее изготавливают из досок. Если имеем дело с изгибами, берем фанеру, которая для такого случая довольно гибкая. Опалубка монтируется сразу или частями. Второй вариант обычно применяют, когда бетонирование осуществляется постепенно.

Установка опалубки – важная часть монтажа бетонной дорожки

Опалубка должна выступать над землей на 5–10 см. На дно кладем строительную сетку. Через каждые 5–6 м будущей тропинки устанавливаем поперек доски, они будут компенсационными швами. За счет этого при перепадах температуры конструкция не будет деформироваться – нагрузка придется на доски.

По сути, опалубка служит макетом будущей тропинки. Залив траншею цементным раствором. Когда бетон схватится, опалубку можно переместить дальше. Это позволит обойтись малыми затратами на доски. Предусмотрены уже готовые формы для заливки дорожек. Их шаблоны можно приобрести в магазине или же сделайте трафареты самостоятельно. Схем в интернете хватает.

Устройство подушки

О подстилочном слое мы уже упоминали раньше. Песчаный буфер оптимально распределяет нагрузку бетона, отводит влагу.

Песок не даст влаге проникнуть к грунту, а гидроизолятор – вымыться песку в грунт

Песчаный слой эффективно пропускает воду, земля под тропинкой не будет страдать от капризов погоды. Это исключает деформацию конструкции. Специалисты рекомендуют под песком укладывать немного щебня, но это необязательно.

Вероятно, что песок со временем уйдет в воду. Не обойтись без гидроизоляции. В качестве основного материала для него подойдет рубероид, агроволокно или геотекстиль.

Песчаный буфер трамбуется. Убедитесь, что внутри его нет пустот. Должна получиться ровная поверхность. Для оформления «подушки», кроме песка, подойдет бетонная стяжка, плоские камни.

Работа с бетоном

Общепринятой для всех формулы раствора из песка, цемента и воды нет. Однако есть определенные нюансы, выработанные годами практики. Вода и цемент в соотношении 1:4. Постепенно в состав можете добавлять жидкость по чуть-чуть, это лучше подействует на пластичность раствора.

Материалы для изготовления бетона следует смешивать в строгой пропорции

Выбирайте бетон в зависимости от особенностей эксплуатации тропинки. Дорожки с декоративным уклоном формируются из цемента, песка и гравия в соотношении 0,5:5:4. Будет кстати использование добавок, повышающих эксплуатационные показатели цемента.

Рекомендуем выбирать марку пескобетона М-300. Песок подойдет речной, обычная мелкая щебенка. Если на тропку будет оказываться существенная нагрузка, понадобятся камушки побольше. Удобнее всего поместить все в бетономешалку. Не можете позволить такой роскоши? Тогда понадобится любая емкость наподобие корыта.

Порядок работ:

  1. Смешиваем песок и щебень, добавляем цемент. Получится масса серого цвета.
  2. Заливаем вполовину воды.
  3. Все перемешиваем, постепенно доливаем жидкость.
  4. Доводим состав до нужного вида.

Чем гуще бетон, тем выше его прочностные характеристики, но как показывает практика, легче работать с жидким раствором.

Готовый бетон следует заливать на проложенную арматуру

Армирование

«Подушка» требует дополнительно укрепления. На нее нужно уложить арматуру, можно специальную сетку. Уже сверху на эту конструкцию заливается раствор. Армированная дорожка с меньшей вероятностью начнет трескаться.

Хорошее армирование получается на основе сварной сетки. В траншее устанавливаем кирпичи для опоры, можно сделать другие фиксаторы. Сетку укладываем чуть-чуть отступая от краев траншеи. Лучше зафиксировать сетку – при заливке она не будет двигаться.

Дно поливаем водой, теперь оно не просядет. Слой равняем, уплотняем, пока не появится цементное молочко. Для укрепления бетона периодически смачивайте поверхность, более современный вариант – накрыть залитую конструкцию полиэтиленом.

Финишное благоустройство

Когда пройдет 2–4 дня после заливки, можно убирать опалубку. Устранив колышки, останутся деформированные места. Их нужно обработать раствором. Очищаем края тропинки от мусора, засыпаем землей, трамбуем. Спустя несколько суток дорожку можно использовать.

Дорожку можно использовать через несколько суток после заливки

Но обычная серая тропинка смотрится не очень красиво, сохраняя лишь функциональную роль. Садовая дорожка может быть полноценным декоративным компонентом. Даже обычный цветной узор будет смотреться лучше, чем серый оттенок.

Помимо покраски, можно использовать имитацию природного камня, придать конструкции определенную текстуру, вдавить гальку и т. п. Бетон можно обрабатывать по-разному, и это его весомое преимущество. В качестве декоративного оформления часто останавливаются на мозаике и нанесении отпечатков.

Желательно, чтобы дизайн тропинки удачно сочетался со стилистикой сада.

Смотрите так же: советы по декорированию дорожки.

При возведении дорожки в саду больше всего сил отнимает подготовка раствора. Когда тропинка высохла, декоративно обустроена, нужно обеспечить ей надлежащий уход.

Для этого потребуется подметать, пылесосить и мыть конструкцию из поливного шланга. С сорняками можно бороться вручную или используя гербицид.

Если на дорожке появляются мелкие трещины, ничего страшного, но если крупные, отремонтировать их можно, затерев раствором.

Источник: https://besedka.guru/dekor/betonnye-dorozhki-na-dache-svoimi-rukami.html

Делаем дорожку из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

Дорожки из бетона на даче — процесс изготовления своими руками

Эта статья написана для того, чтобы рассказать читателю, как самому сделать красивую дорожку на своем участке. Бетонная дорожка своими руками — пошаговая инструкция включает в себя подробное описание всех этапов работы с самого начала и до завершения.

Удобные для ходьбы, не заросшие травой дорожки очень популярны среди владельцев частных домов. Бывает, что не получается воспользоваться помощью профессионалов в этой области, поэтому многие прокладывают дорожки самостоятельно. Справиться с такой задачей может даже строитель, не имеющий большого опыта.

Для начала рассмотрим достоинства и недостатки таких дорожек.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

Достоинства:

  1. Их можно изготовить значительно быстрее, чем дорожки из тротуарной плитки,  хотя многое, конечно, зависит от сноровки.
  2. При условии, что некоторые ингредиенты, входящие в состав бетона, такие как песок, можно получить бесплатно, имея неподалеку карьер или речку, цена заливки станет ниже
  3. Ваш труд не окажется напрасным и будет радовать даже следующее поколение, если сделать всё добротно, соблюдая инструкции и не скупясь на цемент. Имеют долгий срок службы.

© garycooperpaving.co.uk

Недостатки не так  существенны, но все же должны быть описаны: Чтобы бетон получился хороший, нужна бетономешалка, в особенности если работа по объему немаленькая. Это условие необязательное, а скорее желательное. Замешивать бетон вручную намного тяжелее и дольше. Необходимы материалы для опалубки.

Не всегда под рукой имеется всё необходимое, например листовое железо и доски. Покупать на один раз бывает жалко, а найти более дешевый или совсем бесплатный вариант не получается. Дождь после заливки может свести на нет все старания, потому как поверхность становится рыхлой, уязвимой.

При каждых последующих осадках дорожка будет еще больше размываться и ее долговечность снизится до минимума.

Необходимые инструменты и материалы

Для  изготовления бетонных дорожек на даче своими руками понадобятся следующие материалы:

  1. Доски.
  2. Цемент, песок и гравий.
  3. Шнур.
  4. Колья.
  5. Рейки из дерева, ширина которых зависит от размера дорожки.

И, конечно, инструмент:

  1. Лучше и быстрее работа с бетономешалкой, но если её нет, то ёмкость под замешивание.
  2. Молоток, пила, лопата, а также уровень и рулетка.
  3. Грабли.

Пошаговая инструкция, как сделать бетонную дорожку своими руками, для любого мастера начинается с расчёта количества необходимого материала. Если окажется лишним песок или гравий, они могут пролежать на участке еще много времени, до того как снова пригодятся, а вот цемент долго хранить не получится. По этой причине покупать его больше чем нужно нецелесообразно.

скриншот © Восадули.ру

Проект дорожки

Прежде чем забетонировать, нужно все хорошо обдумать и составить проект. Он может быть необязательно сложным и начерченным по всем правилам. Ему достаточно быть предельно понятным для исполнителя.

Из проекта должно быть ясно, где лучше всего пролегать будущим дорожкам с позиции наиболее частых и удобных маршрутов пользователя и какого размера они будут. Можно использовать компьютерную программу из интернета, так получится аккуратнее, а можно просто нарисовать от руки на листе бумаги.

Важно точно определить, где будут располагаться будущие дорожки в саду, ведь для каждого садового участка это индивидуальный параметр. Пройдясь по территории, нужно выбрать ширину в зависимости от особенностей и обстоятельств.

Там, где произрастают густо посаженные деревья, придётся в ней несколько ограничиться, бугристая местность подразумевает подсыпку для выравнивания участка.

Когда составляется план, желательно не забыть о том факте, что к дому необходимо оставить хороший, достаточно широкий подъезд для доставки тех же стройматериалов, разгрузки купленной мебели и мало ли еще для чего.

Если нет централизованной канализации, ассенизаторская машина должна свободно достигать колодца.

Строить цементные дорожки над силовыми и телефонными кабелями не запрещается, но в случае их ремонта придется поднимать бетон для доступа.

Расчет веса строительных материалов

В зависимости от того, какая почва на участке, производится расчет веса песка и цемента. На тяжёлую, глинистую почву нужен слой бетона толщиной 50-70 мм.

На песчаную землю или суглинок, а также там, где планируется нагрузка, делают около 100 мм. На болотистую почву перед заливкой насыпается дренаж из гравия, толщиной 50 мм.

Подушка из песка необходима в любом случае. Её толщина 10-15 см.

Расчёт веса нужных материалов не является чем-то очень сложным. Предположим, нам нужна дорожка метр шириной, 10 метров длиной, с подстилкой 10 см. Рассчитываем вес песка для подушки по формуле ШхДхТ.

Кубометр, как следует из справочной информации, имеет вес 2400 кг, значит, столько и понадобится для слоя подстилки. Вес куба бетона, по той же информации составляет 2800 кг. Эту цифру делим на 5 составляющих раствора без учета воды, и получается 560 кг.

Это вес цемента, необходимого для заливки дорожки таких размеров.

Разметка

То место, где будет происходить бетонирование дорожки, в соответствии с проектом огораживают деревянными кольями, они вбиваются на одинаковом расстоянии и между ними потягивают бечёвку.

Подготовка грунта

Нужно выбрать верхний слой почвы в местах непосредственного расположения дорожки. Это делается при помощи лопаты. Удалять вместе с почвой нужно и мелкие корни, если они загниют, впоследствии могут появиться нежелательные пустоты, в которых соберётся вода. Она при распирании, например, при замерзании, зимой, будет разрушать конструкцию.

При выборке грунта нужно учитывать толщину слоя бетона, песочной подушки и дренажа, если он нужен.

Подушка

Подушка нужна для того, чтобы распределять нагрузку, а также для дренажа. Песчаная подушка, через которую хорошо проходит вода, служит именно для этой цели, не давая ей деформироваться. Можно под песок уложить слой гидроизоляции, чтобы песок со временем не уходил в грунт.

Опалубка

Опалубку ставят по частям, заливая бетон постепенно. На дно подготовленной площадки укладывается строительная сетка. Примерно через каждые 2,5 метров поперек крепятся доски. Они будут принимать на себя основную нагрузку при заливке бетона.

скриншот © Восадули.ру

Термические швы

В течение года, в результате постоянного перепада температур и действия снега и дождя, бетон может расширяться или сужаться, вследствие чего разрушаться. Для предотвращения этого делаются термические швы.

Они компенсируют сжатие бетона и его расширение. Для этого по всему периметру крепят поперёк доски через каждые 1,5 – 2,5 метра, а после лёгкого схватывания раствора, их извлекают.

После окончательного высыхания раствора, оставшиеся пустотелые пазы заполняются демпфирующими материалами.

Подготовка бетона и заливка

Не существует точной пропорции при замешивании бетона. Для пешеходных дорожек достаточно приготовить бетон марки 50. На мешках цемента обычно указаны пропорции цемента и песка для получения нужной фракции. Вода подливается по мере приготовления, чтобы улучшить пластичность раствора.

Выбирать цемент стоит не ниже марки М300, щебёнку 10-20 мм, но если на дорожку планируется большая нагрузка, то фракция щебня должна составлять 40 мм.

Лучше всего компоненты смешиваются в бетономешалке, но если нет возможности её использовать, то подойдут лист железа или корыто и даже старая ванна.

© dirtyfingernails-blog.com

Первым делом перемешивается щебень и песок, потом — цемент. После этого добавляется половина воды, по мере готовности выливается остальная до получения необходимой консистенции. На песчаную подушку кладут арматуру, и сверху производится заливка бетона.

Чтобы бетон не просто сох, а равномерно затвердевал, его по мере высыхания смачивают водой или накрывают полиэтиленом. Увлажнение проводят в течение 3-4 дней. Впоследствии на дорожке может скапливаться дождевая вода.

Чтобы этого не происходило, середину делают выше, чем боковые части.

Заключительные работы

Когда пройдут два или три дня, знайте: бетон застыл. Остаётся разобрать опалубку, удалить колья. Места, где они были врыты, заделывают раствором. Зачищаются от оставшегося мусора края дорожки и засыпаются землей. Использовать по назначению дорожку можно через несколько дней.

Полную прочность бетонные смеси набирают через 28 суток.

Покраска

Существует 2 способа:

  1. Перед укладкой.
  2. Покраска готовой дорожки.

В первом случае в раствор бетона добавляют пигмент нужного цвета. Получается цветной бетон по всему объему садовых дорожек, но чистоты цвета нелегко добиться. Главным преимуществом такого метода является то, что даже при истирании не проступает другой оттенок.

Можно сделать декоративный бетон с подмешиванием цветного песка, гальки или даже стеклянных шариков. Заливают такой смесью не всю опалубку, а только поверхностный слой дорожки при ещё не затвердевшем нижнем слое.

Если уложен дощатый тротуар на дорожке из бетона, то можно воспользоваться вторым способом и покрасить сверху. Покраска самого бетона даёт временный эффект.

© spy-island.com

Использование форм и трафаретов

Довольно часто при декорировании бетонных дорожек используются трафареты и формы. Конструкции с перегородками, образующие закругления и углы, называются трафаретами. Опалубка здесь не нужна, сам трафарет является ограничителем. Форму устанавливают на землю в нужном месте и заливают раствором, равняют и трамбуют. Через час можно снимать.

Штамповка

Есть еще один вариант декорирования, чтобы сделать дорожку более привлекательной своими руками, называемый штамповкой. На дорожке с ее помощью можно создать имитацию под камень, доски, брусчатку и другой строительный материал. При покупке штампа в магазине нужно выбирать его по жесткости. Больше жесткость — легче нанесение рисунка.

Другие способы

  1. Украсить дорожку поможет нанесение рисунка, который имитирует камень плитняк. Это делается после того, как залит раствор, но пока он еще не застыл совсем. Острым инструментом делаются прорези в бетоне, в которые будет скапливаться земля, отчего и будет создаваться иллюзия колотого камня.

  2. Для мозаики используют битую керамическую плитку или покупают готовые в магазине. Можно взять также речную гальку. Получаются поистине великолепные произведения.
  3. Пока бетон не схватился, на нем делают отпечатки, применяя листья и ракушки. Можно сделать отпечатки рук или ног.

Уход за дорожками из бетона

Устройство садовых дорожек подразумевает под собой содержание их в чистоте для более продолжительной службы. Убираться можно при помощи метлы, пылесоса и шланга для полива. Необходимо вовремя избавляться от появляющихся растений между плитами, удалять вручную или пользоваться специальными средствами.

Если появляются трещины, их затирают раствором, а когда их много, меняется весь испорченный участок.

Изготовление дорожки из бетона на своем участке процесс несложный и очень интересный. Материалы для этого потребуются недорогие, а сделанное будет приносить радость и удовлетворение. Любоваться и пользоваться плодами своего труда вы будете ещё долгое время.

Источник: https://vosaduly.ru/articles/betonnaya-dorozhka-svoimi-rukami-poshagovaya-instrukciya.html

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Дорожки из бетона на даче — процесс изготовления своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными.

Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными.

Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма.

На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек.

Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится.

Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см.

В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м3. Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли.

На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов.

Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда.

Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна.

Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм.

Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке, но при ее отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса.

После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона.

Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать.

Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые.

На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность.

На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид.

Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания.

В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Источник: http://remstroiblog.ru/natalia/2016/09/01/12-sovetov-po-ukladke-sadovyih-dorozhek-iz-betona-svoimi-rukami/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.