Новые поправки от Конституционного суда по оплате индивидуального отопления в квартирах

Опубликовано: 25.04.2019г.

Почему Конституционный суд России потребовал пересмотреть систему расчётов за отопление

Новые поправки от Конституционного суда по оплате индивидуального отопления в квартирах

28 декабря 2018 года появилось постановление Правительства РФ № 1708, которое внесло изменения в порядок расчётов за отопление в многоквартирных домах, предусматривающий нулевое потребление тепловой энергии в квартире собственника. Рассказываем о том, почему такие изменения были внесены в ПП РФ № 354.

Собственник с индивидуальной системой отопления отказался платить за центральное

В мировой суд г. Таганрога обратился собственник доли в квартире МКД. Он потребовал, чтобы управляющая организация, как исполнитель КУ, сделала ему перерасчёт платы за теплоснабжение, поскольку в его жилом помещении отсутствует центральное отопление.

Установка индивидуального отопления была произведена в 2002 году после получения в домоуправляющей компании технических условий и согласования технического плана. Плата за центральное отопление собственникам квартиры не начислялась.

В 2017 году исполнитель КУ включил в счета собственника плату за теплоснабжение в соответствии с п. 42(1) ПП РФ № 354. Собственник безуспешно обращался в УО с заявлениями и претензиями, прилагая подтверждающие документы об отсутствии в квартире центрального отопления. Спор переместился в суд.

Мировой судья, рассмотрев материалы дела, принял сторону потребителя, установив, что в такой ситуации нарушены его права: истца обязывают платить за услугу, которую он не получает.6 важных изменений для УО в законодательстве в декабре 2018 года

Исполнитель КУ отстоял в суде право начислять плату за централизованное отопление

УО подала апелляцию в городской суд, указывая на то, что у неё отсутствуют законные основания не производить начисления за центральное отопление по жилому помещению истца. Её поддержал и поставщик тепловой энергии.

Они настаивали на том, что независимо от наличия в многоквартирном доме помещений, в которых используются индивидуальные источники тепла, размер оплаты за КУ по отоплению определяется в едином порядке в соответствии с требованиями ПП РФ № 354, ст. ст. 26, 29, 157 ЖК РФ.

Апелляционный суд согласился с доводами исполнителя КУ, посчитав неверным вывод о том, что услуга по центральному отоплению истцу не предоставлялась.

Собственник является потребителем тепловой энергии, поступающей не только непосредственно в квартиру, но и в общие помещения жилого дома: подъезды, чердаки, подвалы, стены.

К тому же одним из источников теплоснабжения помещений в МКД является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через квартиру.

Переход на индивидуальное теплоснабжение возможен, если законодательством утверждён порядок определения объёма индивидуального и общедомового потребления. Применительно к тепловой энергии в многоквартирных домах НПА такой возможности не предусматривают.

Поэтому фактический переход на индивидуальную систему отопления отдельного жилого помещения в МКД не освобождает его собственника от оплаты тепловой энергии, поставляемой в дом централизованно.

Суд также отметил, что согласование перепланировки и переустройства квартиры при установке системы отопления было произведено с нарушениями: не получено разрешение на такие работы в органе местного самоуправления (п. 7 ч. 1 ст. 14, ст. ст. 26-28 ЖК РФ). Поэтому решение суда первой инстанции было отменено.Почему даже единственный в МКД квартирный счётчик тепла – расчётный

Суды настаивали на обязанности всех потребителей в доме платить за централизованное отопление

Подобная ситуация сложилась и в судебном споре ещё одного собственника квартиры с исполнителем КУ по теплоснабжению. Управляющая организация подала в суд иск о взыскании с потребителя задолженности за отопление его квартиры.

Ответчик пояснил, что не оплачивает КУ, поскольку в его квартире установлен индивидуальный источник тепловой энергии. Срезанные трубы системы отопления дома изолированы и не поставляют тепло в помещение. При этом индивидуальная система обогревает смежные стены, полы и потолки.

Суд первой инстанции отметил:

1. Система централизованного отопления относится к общему имуществу МКД. Изменить её можно только с согласия всех собственников помещений в доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ). Также разрешение должен дать орган МСУ. Истец не смог предоставить доказательств, что получал такие документы.

2. Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату совокупно без разделения на плату за потребление в своём помещении и на общедомовые нужды (абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354). Порядок расчёта платы определён в п. 42(1) ПП РФ № 354. Он не предусматривает отдельного механизма расчёта платы за отопление в доме, некоторые помещения которого отключены от централизованной системы.

Иск исполнителя КУ был удовлетворён. Верховный суд ЧР согласился с выводами первой инстанции и отклонил апелляционный иск потребителя.

Существующий подход к расчётам при индивидуальной системе отопления признан неконституционным

Потребители подали жалобы в Конституционный суд РФ, который объединил их в одно дело с целью проверить конституционность абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, который обязывает потребителей оплачивать фактически неоказываемую им услугу.

КС РФ, принимая решение, исходил из следующих значимых тезисов:

1. Конституция РФ возлагает на государство обязанность создавать условия для максимально эффективного потребления энергетических ресурсов (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ).

2. Нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на вытекающих из Конституции РФ принципах определённости, справедливости и соразмерности вводимых ограничений, что применимо к порядку определения объёма потребляемого коммунального ресурса и взимаемой за него платы.

3. ПП РФ № 354 устанавливает расчёт платы за отопление в домах, где не установлены ОДПУ тепловой энергии, исходя из норматива (абз. 2 п. 42(1) ПП РФ № 354).

4. Рассчитанная с применением норматива плата за централизованное отопление включает в себя как плату за потребление этой услуги в соответствующем помещении, так и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Модель построена исходя из презумпции подключения всех помещений в доме к сетям теплоснабжения МКД.

5. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в таком доме, в том числе оплачивать тепловую энергию (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч.1 ст. 39 ЖК РФ).

6. Установка индивидуальных квартирных источников тепловой энергии в соответствии с требованиями законодательства к переустройству помещений не может служить основанием для освобождения потребителя от обязанности платить за КР на СОИ. Это приводило бы к неправомерному перераспределению между собственниками помещений бремени содержания общего имущества

7. В действующем правовом регулировании отсутствует специальный порядок исчисления норматива потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды.

Поэтому в соответствии с п. 40 ПП РФ № 354, с собственников помещений, оборудованных в установленном порядке индивидуальными источниками тепловой энергии, взыскивается плата за содержание общего имущества и за не поступающую непосредственно в их помещения тепловую энергию, что ставит этих лиц в худшее положение по сравнению с другими потребителями.

Проанализировав сложившуюся ситуацию, КС РФ сделал вывод, что абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354 не соответствует Конституции РФ. Существующий подход к расчётам за отопление ведёт к нарушению принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Поэтому КС РФ поручил Правительству РФ незамедлительно внести необходимые изменения в действующее законодательство: необходимо предусмотреть порядок расчёта платы за теплоснабжения в МКД, отдельные жилые помещения в которых переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии.Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Управляющим организациям следует принять во внимание новые требования к расчётам за КУ

Управляющая организация, являясь исполнителем КУ по теплоснабжению, должна иметь в виду, что:

1. Конституционный суд РФ потребовал изменить подход к расчётам платы за отопление в МКД, где в установленном порядке собственники смонтировали индивидуальные системы отопления. Такие потребители должны платить только за тепловую энергию, потреблённую в целях содержания общего имущества. Соответствующие изменения должны быть внесены в НПА Правительством РФ.

2. До внесения изменений в ПП РФ № 354 собственники помещений с индивидуальными системами отопления, установленными с получением всех разрешительных документов, должны платить только за тепловую энергию, потреблённую на содержание общего имущества. Расчёт такой платы должен вестись на основе методических рекомендаций по определению объёма потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии.

3. Методические рекомендации обязан в кратчайшие сроки утвердить Минстрой РФ.

4. Все неисполненные или частично исполненные судебные решения, вынесенные ранее и основанные на положении абз. 2 п. 40 ПП РФ № 354, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены.

Источник: https://roskvartal.ru/kommunalnye-uslugi/9934/pochemu-ks-rf-potreboval-peresmotret-sistemu-raschyetov-za-otoplenie

Кс постановил изменить порядок учета потребления тепла в домах с индивидуальным отоплением

Новые поправки от Конституционного суда по оплате индивидуального отопления в квартирах

20 декабря Конституционный Суд РФ вынес постановление по делу о проверке конституционности абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Поводом к рассмотрению явились жалобы граждан Валентины Леоновой и Николая Тимофеева – собственников квартир в многоквартирных домах, подключенных к централизованным сетям теплоснабжения, но при этом имеющих квартирные индивидуальные источники тепловой энергии (газовые котлы).

После установки в квартирах заявителей (в 2002 и 2005 гг.) данных устройств плата за коммунальную услугу по отоплению им не начислялась, однако впоследствии стала начисляться: Леоновой – управляющей компанией с января 2017 г.

, Тимофееву – ресурсоснабжающей организацией с октября 2014 г.

Позиция судов

Валентина Леонова обратилась в суд с иском к управляющей компании об уменьшении платы за коммунальные услуги, а также о компенсации морального вреда, взыскании неустойки и штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.

Решением мирового судьи требования истицы были удовлетворены частично: на ответчика возложена обязанность уменьшить плату за коммунальную услугу по отоплению. В то же время суммы штрафа и неустойки, а также размер компенсации морального вреда суд снизил.

В апелляции это решение не устояло. При этом суд апелляционной инстанции указал, что собственники помещений в многоквартирном доме должны оплачивать тепловую энергию, поступающую не только непосредственно в жилое помещение, но и в общие помещения дома.

По мнению суда, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление не означает прекращение потребления тепловой энергии на обогрев помещений с демонтированными отопительными приборами и в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, поскольку одним из источников теплоснабжения таких помещений является отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в доме.

Кроме того, суд сослался на правовую позицию ВС РФ, отметившего, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений многоквартирного дома с центральным теплоснабжением на индивидуальное отопление, в связи с чем Правительством РФ, в чью компетенцию согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ входит установление порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг, не урегулирована возможность раздельного определения норматива потребления тепла на общедомовые нужды и на отопление жилого (нежилого) помещения.

В ситуации Николая Тимофеева суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск ресурсоснабжающей организации о взыскании платы за коммунальную услугу по отоплению, а также пени за несвоевременную оплату.

Они указали, что плата за отопление в многоквартирном доме независимо от наличия помещений с индивидуальным отоплением начисляется всем потребителям в едином порядке и специального механизма ее расчета в доме, отдельные помещения которого отключены от системы центрального отопления, законодательством не предусмотрено.

Позиция Конституционного Суда

В жалобах в КС заявители указали, что, по их мнению, абз. 2 п.

40 Правил не соответствует Конституции, так как в отсутствие утвержденных правительством нормативов потребления тепловой энергии на общедомовые нужды он обязывает собственников квартир, которые перешли на индивидуальное отопление, оплачивать коммунальную услугу, необходимую для содержания не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир, тем самым понуждая оплачивать фактически не оказанную услугу.

Рассматривая данное дело, КС отметил, что нормативное регулирование отношений в сфере снабжения энергетическими ресурсами должно основываться на принципах определенности, справедливости и соразмерности вводимых ограничений конституционно значимым целям для разумного баланса интересов участников данных отношений, применительно к порядку определения объема потребляемого собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме коммунального ресурса и взимаемой за него платы (Постановление от 10 июля 2018 г. № 30-ОП, о котором ранее писала «АГ», а также Определение от 10 октября 2017 г. № 2256-О и др.).

КС указал на необходимость изменить порядок учета потребления тепла в многоквартирных домахКонституционный Суд признал законоположения, ставящие собственников жилья, имеющих индивидуальные тепловые счетчики, в худшее положение, неконституционными

Суд указал, что порядок расчета размера платы за отопление в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством РФ, предполагает, что в многоквартирном доме, подключенном к централизованному теплоснабжению, расчет платы за отопление исключительно исходя из норматива потребления коммунальной услуги возможен лишь при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

КС также отметил, что, учитывая обязанность собственников помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание общего имущества (ст. 210 ГК, ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст.

39 ЖК), действующее нормативное регулирование исходит из необходимости возложения на потребителей услуги по отоплению обязанности внесения платы за тепловую энергию, совокупно расходуемую на обогрев как обособленных помещений, так и помещений вспомогательного использования.

В частности, Правилами установлено, что потребитель услуги вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом оплачивает ее совокупно, без разделения на плату за ее потребление в жилом и нежилом помещениях и за потребление в целях содержания общедомового имущества.

«Такая правовая модель не учитывает возможность существования в многоквартирном доме одного или нескольких помещений, в которых в законном порядке установлен индивидуальный квартирный счетчик тепловой энергии и при этом тепловая энергия, поступающая в дом по централизованным сетям теплоснабжения, непосредственно для обогрева данных помещений не расходуется», – указано в постановлении.

КС подчеркнул, что установка индивидуальных источников тепловой энергии в жилых помещениях многоквартирного дома, подключенного к централизованным сетям теплоснабжения, и, как следствие, фактическое использование тепловой энергии, поступающей по внутридомовым коммуникациям, не могут служить достаточными основаниями для освобождения собственника или пользователя от обязанности оплачивать эту услугу в целях содержания общего имущества дома. Иное, как отметил Суд, приводило бы к несправедливому перераспределению между собственниками бремени содержания общедомового имущества, тем самым не только нарушая права и законные интересы тех, чьи квартиры отапливаются лишь за счет централизованной системы, но и порождало бы несовместимые с конституционным принципом равенства существенные различия в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории.

Конституционный Суд указал, что единый порядок внесения платы за коммунальную услугу по отоплению для всех потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме, предусмотренный абз. 2 п. 40 Правил, не позволяет вносить плату за отопление частично – на содержание общедомового имущества.

В результате – при отсутствии специального порядка исчисления норматива потребления тепловой энергии на общие нужды дома – с собственников и пользователей, в квартирах которых установленные индивидуальные отопительные приборы, взимается плата не только за потребление тепла на содержание общего имущества дома, но и за не поступающую непосредственно в их квартиры тепловую энергию. Это ухудшает их положение по сравнению с остальными собственниками и пользователями такой услуги в доме, а также ведет к нарушению принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, справедливости и соразмерности ограничений прав и свобод.

Таким образом КС признал спорный пункт Правил не соответствующим Конституции в той мере, в которой он не допускает возможность раздельного внесения потребителем платы за тепловую энергию. Судебные решения, принятые в отношении заявителей, подлежат пересмотру.

Кроме того, Суд указал, что правительству надлежит незамедлительно внести изменения в действующее правовое регулирование, предусмотрев порядок определения платы за отопление в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепла. При этом до внесения указанных изменений собственники и пользователи, в чьих квартирах установлены такие устройства, не освобождаются от платы за отопление в части общедомовых нужд.

Мнения экспертов

Адвокат АП г. Москвы Илья Прокофьев отметил, что с учетом постоянного роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и недовольства населения по этому поводу, а следовательно – увеличением числа судебных споров по таким вопросам постановление является более чем актуальным и важным, а изложенная в нем позиция – направленной на защиту конституционных прав граждан.

«Следует отметить, что КС рассматривал летом схожий вопрос, указав, что граждане должны оплачивать ЖКУ (отопление), исходя из фактического использования тепловой энергии при наличии индивидуальных приборов учета (Постановление № 30-П), и в рассматриваемом постановлении он подтвердил эту позицию», – пояснил он.

По мнению Ильи Прокофьева, принятие постановления окажет положительное влияние на практику, однако это будет возможно только после его законодательного закрепления путем внесения изменений в нормативно-правовые акты.

Юрист АБ КИАП Алексей Гурин также отметил, что КС в очередной раз обратился к вопросу справедливости существующего порядка учета и оплаты теплоэнергии.

«Если в Постановлении № 30-П Суд допустил возможность определения гражданами платы за отопление на основании индивидуальных приборов учета, то в данном постановлении затронут не менее важный вопрос – как быть тем жильцам многоквартирных домов, чьи квартиры отапливаются индивидуально».

По мнению эксперта, своим решением КС окончательно разрешил этот вопрос. «В свойственной Суду осторожной манере был найден приемлемый компромисс: жильцы, установившие в своих жилых помещениях индивидуальное отопление, имеют право оплачивать услуги по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды», – пояснил он.

Однако Алексей Гурин считает, что позитивный эффект может быть перечеркнут недостатками правоприменительной практики: «Пока сложно предположить, как будет происходить реализация постановления, но в любом случае оно может послужить веским аргументом в подобных спорах с управляющими и энергоснабжающими компаниями».

Адвокат КА г. Москвы «ЮрПрофи» Илья Лясковский отметил, что в постановлении особенно примечательна явно намечающаяся разбалансированность правоприменения, поскольку именно эта норма и по этим же основаниям уже была предметом судебного контроля – две инстанции ВС сочли ее не противоречащей закону (Определение по делу № АКПИ 15-198).

«Предположение, что различные решения высших судов обусловлены несовпадающим предметом проверки (в одном случае – соответствие Конституции, в другом – закону) вряд ли объяснит противоречие: запрет платы за услугу, которая никак не может оказываться, выводится не только из конституционных норм.

По всей видимости, в этом (наверное, не самом общезначимом деле) ярко проявилась конкуренция компетенции Конституционного и Верховного судов», – пояснил он.

Адвокат также привел другую впечатляющую, по его мнению, коллизию: на стр. 26 постановления КС распространяет его действие на лиц, оказавшихся в схожем положении, но не являющихся заявителями по данному делу. «Усугубляет ощущения фраза: “судебные решения …

не подлежат дальнейшему исполнению” (дальнейшая оговорка о необходимости соблюсти порядок пересмотра решений по новым обстоятельствам чуть снимает напряженность)», – резюмировал Илья Лясковский, добавив, что при всей возможной справедливости такого подхода он не соответствует буквально толкуемому п. 2 ч. 4 ст. 392 ГПК РФ.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-postanovil-izmenit-poryadok-ucheta-potrebleniya-tepla-v-domakh-s-individualnym-otopleniem/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.